Побежук Ирина Николаевна, учитель математики МКОУ Москаленского муниципального района Омской области «Москаленская средняя общеобразовательная школа № 3»
Индивидуальные образовательные маршруты в старшей школе как залог успешной сдачи ЕГЭ по математике
Появившиеся в последние годы в педагогическом тезаурусе термины «индивидуальные образовательные маршруты-траектории», индивидуальные стратегии обучения» в подавляющем большинстве случаев понимаются как синонимичные. Отсюда под индивидуальной образовательной траекторией (ИОТ) будет пониматься программа образовательной деятельности человека, имеющего целью самообразование. Старшеклассники могут разработать их с помощью педагогов в любой образовательной области, в данной ситуации я поведу разговор о подготовке к ЕГЭ по математике старшеклассников. Элементами индивидуальных траекторий являются цели, ценности, содержание, формы общения и учения на определенном временном этапе. Разработка ИОТ предполагает выбор стратегий поведения, развития личностных качеств, выбор содержания вариативной части учебного плана и максимально комфортных для обучающегося темпа и средств учения.
В 2012-2013 учебном году существенно изменился формат ЕГЭ по математике, где появился класс задач практического содержания. В связи с этим появилась необходимость поменять подходы к организации повторения при подготовке к ЕГЭ, поменять формы и методы подготовки. Как это может выглядеть практически?
Примерный план организации учебной деятельности учащихся по подготовке к единому государственному экзамену по математике:
1.Организационный этап.
1. Опрос (анкета) об ожидаемых результатах:
а) получение «удовлетворительной» отметки по математике;
б) получение хорошей отметки по математике;
в) получение высокого тестового балла для поступления в вуз.
2. Постановка цели и задач итогового повторения.
1. Проведение входной диагностики, которая позволит установить уровень обученности по тому или иному типу задач.
2. Формирование групп, объединённых общей целью по результатам диагностики.
В реальной жизни чаще всего встречается ситуация, когда класс состоит из учащихся разного уровня подготовки и способностей. Поэтому в зависимости от результатов входной диагностики учитель и формирует эти группы. Эти группы могут быть непостоянного состава. Учащиеся, освоившие, к примеру, типы задач В1-В3, могут переходить в группу, овладевающую более сложным классом задач. Это очень сложный процесс отслеживать успешность обучающихся. Поэтому удобно использовать для контроля «Лист учёта результата», который может выглядеть следующим образом:
Лист учёта результата подготовки к ЕГЭ по математике,
11 класс
Клочкова Анастасия
Число |
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
В6 |
В7 |
… |
В13 |
В14 |
С1 |
… |
С6 |
Роспись учителя |
Роспись ученика |
Для каждого ученика наполняемость таблицы может быть различной, в зависимости от целей и задач конкретного обучающегося. При этом необходимо учитывать, что минимальное количество задач, необходимых для сдачи экзамена, должно быть установлено для всех учеников. Техника проведения такого учёта чрезвычайно сложна, но время показывает необходимость освоения данных методик, её нужность и полезность. Лист учёта можно создавать также не по типам задач ЕГЭ, а также по результатам повторения и самоподготовки.
3. Обсуждение целей и задач программы.
3. Самостоятельная учебная деятельность учащихся по выбранной им программе повторения.
4. Зачёт.
5. Коррекция знаний, умений.
Проектирование обучения на занятиях по итоговому повторению и подготовке к ЕГЭ
1. Подбор заданий и составление КАМ для входной и выходной диагностики
2. Проектирование целей повторения с учетом дифференциации.
3. Отбор содержания учебного материала для организации самостоятельной работы учащихся .
4. Разработка материалов для коррекции процесса обучения.
5. Разработка программного повторения (технологическая карта, информационная карта).
6. Разработка технологической карты темы: «Повторение».
Привожу такой пример такой карты по одной из тем:
Информационная карта раздела «Выражения и преобразования»
Основные вопросы |
Цель изучения темы |
Тип |
Примеры заданий |
|
знать |
уметь |
формулировка |
||
1. Корень степени n |
((n√ a)n=a,a≥ 0, n € N
n√ab=na*n√b, a≥0, b≥0 n√a\b=n√a\n√b,a≥0, b>0 (n√a)m=n√am,a≥0 n√m√a=mn√a, a≥0 2k√a2k=|a| |
1.Извлекать корень из числа 2.Выносить множитель из под знака корня. 3. Вносить множитель под знак корня 4. Применять свойства корня для тождественных преобразований иррациональных выражений |
[1] стр. 28-33 №№ 4-9, 13-20, 26-30, 40-43, 1, 7, 11-14
[1] стр.50-53 №№ 4, 8,16 |
Кроме того, по каждому типу заданий учащемуся может быть предложена следующая карта:
ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОВТОРЕНИЯ
Умения, необходимые для решения задачи типа В15 |
Обобщенные формулировки задач для корректировки, закрепления |
|
Для системы устных упражнений |
Для системы письменных упражнений |
|
№ 1-5; 6-9; 13-15 (сб.тестов ЕГЭ 2010) |
[1] №№ 205-207, [2] 215-218 (чет), 301-305 |
Дидактические материалы для обучающихся, которые педагог советует для них для более эффективного достижения результата
1. Геометрия на клетчатой бумаге (В.А.Смирнов, Н.М. Смирнова – М.: МЦНМО, 2009. – 264 с.)
2. ЕГЭ – 2010 Математика. Типовые тестовые задания (И.Р. Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И. Захаров и команда. – М., Издательство «Экзамен», 2010.- 55 с.)
3. ЕГЭ – 2010. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Под. Редакцией А.Л. Семенова и И.В.Ященко – ФИПИ – М.: Интеллект-центр, 2010. – 96с.
4. Лаппо Л.Д. ЕГЭ. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие (Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. – М.:, Издательство «Экзамен», 2010. – 62 с.)
5. Математика. Подготовка к ЕГЭ – 2010 под. Редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009.-480с.
6. Математика. Сборник тренировочных работ; под редакцией А.Л. Семенова и И.В. Ященко – М.: МЦНМО, 2009. – 72 с.
7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Математика И.Р. Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.Н.Захаров и др. – М.: Астрель, 2010. – 131 с.
Кроме этого, для подготовки учащихся можно оформить специальный уголок «Готовимся к ЕГЭ», на котором можно разместить:
-
Материалы для коррекции знаний, умений (опорные схемы, образцы решений, алгоритмы решений типовых задач).
-
Банк задач ЕГЭ дидактические материалы, учебные пособия.
-
Расписание учебных консультаций.
-
Кодификатор и спецификация единого государственного экзамена по математике.